Росгвардия подготовила требования к материально-техническим условиям при обучении охранников


Подготовлены изменения в приказ Росгвардии от 30 ноября 2019 г. № 396 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников», устанавливающие требования к материально-техническим условиям реализации программ профессиональной подготовки и повышения квалификации охранников.

Публикуем обоснование необходимости внесения данных изменений и текст проекта приказа

Проведенный анализ правоприменительной практики и нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере показал, что одним из элементов повышения качества обеспечения безопасности охраняемых объектов является повышение квалификации персонала, что достигается в том числе путем повышения качества обучения частных охранников.

Приказ Росгвардии от 30 ноября 2019 г. № 396 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частных охранников» (далее – приказ Росгвардии № 396), в части организационно-педагогических условий при реализации Программы предусматривает применение аппаратно-программных и аудиовизуальных средств обучения, учебно-наглядных пособий.

Однако анализ практики правоприменения показал, что отсутствие конкретизации материально-технических условий реализации программ допускает вольную трактовку их содержания и может привести как к отсутствию минимально-необходимой материально-технической базы у организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки частных охранников, что негативно сказывается на уровне обучения, так и к завышенным требованиям к таким организациям со стороны контролирующих органов.

Минимально допустимый набор названных средств обучения и пособий вытекает из содержания программы с учетом необходимости для осуществления учебного процесса и соответствия требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

В частности, в перечень материально-технических условий включен аппаратно-программный комплекс, предназначенный для использования при приеме теоретической части аттестации, позиционирован в минимальной комплектации (два персональных компьютера, соответственно для экзаменатора и экзаменуемого, объединенные в сеть), аудиовизуальные средства обучения представлены одним персональным компьютером и мультимедийным проектором или монитором или интерактивной доской для показа аудио- и видеоконтента презентаций, а также обеспечения наглядности в процессе реализации Программы (как для преподавателей, так и для обучающихся).

Приводимые требования к учебным помещениям основаны, с одной стороны, на пункте 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, а с другой стороны, направлены на исключение одного из наиболее распространенных нарушений при обеспечении материально-технической базы образовательной деятельности (несоответствия количества оборудованных учебных мест количеству обучающихся в учебных группах).

 

В части учебного оборудования на используемых стрелковых объектах внесены минимальные требования к наличию видов (типов, моделей) оружия и образцов мишеней, прямо предусмотренных учебными упражнениями стрельб.

Примеры подобного формирования перечня материально-технических условий содержатся в ряде приказов Минтранса России (например Минтранса России от 14 мая 2015 г. № 172) и Минобрнауки России (например, приказ Минобрнауки России от 12 мая 2015 г. № 486).

Наличие и содержание информационного стенда (включенных в его состав информации и документов) основано на положениях Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в том числе, в части обеспечения информационной открытости образовательных организаций, правах обучающихся в части ознакомления обучающихся с уставом, лицензией, реализуемыми программами, доступность данных об организации на сайте в сети «Интернет» и т.д.).

 

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 января 2003 г. № 32-О, частная охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан), и при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, в связи с чем законодатель вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности.

Проектируемые нормы затрагивают в большей части учебную базу для проведения практических занятий с учетом специфики частной охранной деятельности. Частные охранники, не получившие практических навыков оказания первой помощи, в том числе на специальных медицинских манекенах, навыков применения специальных средств и оружия без самих специальных средств и оружия, в экстренной ситуации не смогут применить их, тем самым поставив под угрозу жизнь и здоровье граждан, их законные права и интересы.

Таким образом предлагаемый подход к вопросу формирования материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки частных охранников позволит значительно сократить риск некачественного обучения частных охранников в недобросовестных организациях, привлекающих граждан, желающих получить профессию охранника, низкой ценой и не способных обеспечить полноценный учебный процесс и достаточный уровень подготовки ввиду отсутствия оборудованных учебных мест, наглядных учебных пособий, специальных средств и оружия.

Кроме того, закрепление в типовых программах материально-технических условий упростит для организаций, желающих начать реализацию программ подготовки частных охранников, подготовку к учебному процессу, так как указанные условия по сути уже содержат базовый набор учебного оборудования, необходимый для осуществления учебного процесса, а также исключит случаи предъявления со стороны лицензирующих и контролирующих органов в рамках осуществления муниципального и государственного контроля (надзора) в указанной сфере деятельности необоснованных требований по наличию материально-технических условий, не предусмотренных проектом приказ Росгвардии.

Текст проекта приказа

источник


Состав НП СРЧОД «НПБ»

Список членов Некоммерческого партнерства по содействию развития частной охранной деятельности в Северо-Западном регионе «Негосударственные предприятия безопасности»:


Фотоальбомы Партнерства

: Новости законодательства Росгвардия подготовила требования к материально-техническим условиям при обучении охранников